Зуева Ольга Викторовна!

Конспект ОД в средней группе «Русская изба»

Вид: комплексное

Описание материала: конспект непосредственно образовательной деятельности на тему «Русская изба» для детей средней группы. Данный материал может быть полезен воспитателям. Это конспект познавательного занятия, направленного на знакомство детей с культурой русского народа.

Цель: формирование интереса детей дошкольного возраста к малым формам фольклора, как богатейшего источника познавательного и нравственного развития детей.

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с русской избой с предметами русского быта (печь, лавка, прялка, рушник, сундук). Познакомить детей с русскими народными играми, пословицами, поговорками.

Развивающие: социально-коммуникативные умения с помощью народных игр.

Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, любовь к своей Родине, уважение к истории русского народа и его традициям.

Материалы и оборудование:

Предметы домашнего обихода: печь, лавка, самовар, дорожка, скатерть, деревянная посуда, туесок, корзина, бочонок, рушник, сундук, лапти. Русский народный костюм, запись русских народных песен. Материалы для работы с тестом. Атрибуты к народным играм: платочки красного и желтого цветов. Баранки.

Ход

(Звучит музыка «А в доме горит огонек». Дети входят. Воспитатель встречает детей сидя за прялкой).

Воспитатель:

Ой вы гости дорогие,

Все нарядные, какие,

Здравствуйте, добры молодцы,

Здравствуйте, красны девицы!

С порога поспешите,

В избу проходите.

Ребята, каждый день люди при встрече, говорят друг другу, здравствуйте. Это слово от слова «здравие», «здоровье», т.е. мы желаем человеку быть здоровым, не болеть.

Это пожелание доброе или злое? (ответы детей).

Доброе, поэтому слово «здравствуйте», надо говорить ласково, приветливо, глядя в лицо тому человеку с кем здороваешься.

Ребята, слово «здравствуйте», появилось в далеком прошлом, а вы хотите посмотреть, как жили люди давным-давно, когда еще не было ваших пап, мам и даже бабушек и дедушек?

Я приглашаю вас к себе в гости.

(дети проходят)

Посмотрите, детки, какая красивая одежда на мне, кокошник, сарафан. Шили и украшали одежду сами, каждая хозяйка, хотела, чтобы одежда была красивой.

Живу я в старинной избе. Ребята, а вы знаете, что такое изба?    (Это дом построенный из дерева).

Проходите в горницу.

Посмотрите, в моей горнице (так раньше называли комнату), все деревянное: стол, лавки, посуда.

(воспитатель показывает горницу)

Столы в избах были большие, а рядом простые длинные скамейки, т.к. стульев еще не было. Мебель была самодельная и очень простая. Лавки, где спали, сундук для вещей, скамейки для сидения за столом.

Вечерами люди собирались в большой избе, где пели песни, водили хороводы, рассказывали сказки, рукодельничали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти и корзины. Такие вечера назывались посиделками.

Посреди горницы ставили печь. О ей говорили «Без печи, и изба не изба». Она служила источником тепла и света. Даже загадка о ей есть: «Чего из избы не вытащишь?». Складывали печь из кирпичей и обмазывали глиной, а клал печь печник.

Давайте подумаем, почему печь в избе самая главная? Где в горнице пищу приготовить? Конечно же в печи!

А может и нам баранки испечь?

Да вот печь надо разжечь,

Тесто надо замесить

Да баранки надо накрутить.

Будьте добре, подсобите,

В моем деле помогите.

Давайте печь растопим,

Что там у нас посмотрим?

Подбросим дров. Прекрасно!

Эх, гори, гори ясно!

(игра «Гори, гори ясно». Описание: участники становятся в круг держа в руках красные и желтые платочки, и говорят слова выполняя движения.)

Гори, гори ясно            (руки с платочками вперед, взмахи в верх, в вниз)

Чтобы не погасло         (присесть руки в низ)

Глянь на небо,             (встать. Пройти в центр, руки вверх помахать, отойти)    

Птички летят,               (взмахи руками в стороны вверх, вниз)

Колокольчики звенят. (руки вниз взмахи вправо, влево)

(обратить внимание на огонь в печи)

Подойдите к столу гости дорогие,      

Посмотрите здесь чаши какие,

Да непростые,

Все деревянные, расписные.

Ребята, посмотрите, что стоит на столе. Это посуда, которой пользовались люди в старину. Сделана она из дерева, из глины. Туесок-это небольшая берестяная коробка с крышкой. Делали его, как вы думаете, из какого дерева?  (Березы). В них хранили продукты. Бочонок в нем хранили квас.  А вот различные чаши: для молока, для меда. Ложки тоже были деревянные. Все это называется «кухонная утварь». В ней готовили еду.

(воспитатель показывает посуду, дети смотрят, берут в руки)

Ну что ж, печь мы затопили

Да тесто еще не замесили,

С тестом разберемся

Да за бараночки возьмемся.

      А что для теста нам понадобиться?

(дети перечисляют продукты: яйца, мука, вода, соль, дрожжи. Воспитатель показывает перечисляемые продукты детям, доставая из большой чаши, которая стоит на столе прикрытая рушником)

Все продукты мы приготовили. Теперь нам надо замесить тесто.

(пальчиковая гимнастика «Месим тесто»)

Тесто мнем, мнем, мнем  (руками имитируем процесс вымешивания теста)    

Тесто жмем, жмем, жмем (энергично сжимаем и разжимаем пальцы)

И баранки испечем (выполняем движения как будто лепим снежки)

Посмотрите, какое хорошее тесто у нас получилось!

(дети снимают салфетки с тарелочек на стол. В тарелочках тесто, скатанное в шарик)

Тесто наше отдохнуло,

К ручкам нашим все прильнуло,

И сейчас нам нужно,

Вылепить баранки дружно.

Ребята, для того, чтобы сделать баранку, нужно взять кусочек теста, раскатать между ладошек, и соединить оба конца, так, чтобы получилось колечко.

(дети лепят баранки, воспитатель готовые ставит в печь)

Молодцы! Красивые баранки у вас получились, а пока они пекутся присаживайтесь на лавки.

Ребята, посмотрите какая необычная дорожка.

Вот такие половицы,

Ткали раньше мастерицы,

А станок им помогал,

Тяжелый труд он облегчал.

(дети рассматривают дорожку и пробуют соткать на детском ткацком станке)

Посмотрите, какая красивая одежда на мне. Скажите, как она называется? (рубаха, сарафан, кокошник) (рассматриваем одежду)

Где хозяйки хранили одежду? (в сундуке) (рассматриваем сундук)

Давайте в него заглянем. (воспитатель достает: шкатулку, плетеную корзину, лапти, рушник, веретено) (рассматриваем, обсуждаем).

 

А теперь отгадайте загадку:

И шипит, и кряхтит

Воду быстро кипятит, он наелся угольков,

Вот для нас и чай готов,

Кран на брюхе открывает, кипяточек наливает (самовар)

А к чаю подавали баранки, давайте посмотри, готовы ли наши баранки?

(воспитатель достает из печи настоящие баранки и раздает детям)

Вот они с пылу, с жару из печи, все румяны, горячи.

Итог

Понравилось вам у меня в гостях?

Как называется дом, в котором я живу? (изба)

Как называется комната, в которой я вас принимала? (горница)

Что было самым главным в избе? (печь)

Хвалю и благодарю детей за хорошую работу.

8 февраля 2019 в 10:37

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.