Зуева Ольга Викторовна!
«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре как одна из сторон нравственного воспитания»Современное общество переживает в настоящее время духовно –нравственный кризис. Ознакомление с русской народной культурой в развитии подрастающего поколения в системе образования оказалась сведена к минимуму. Поэтому проблему развития личности ребенка на истоках русской народной культуры считаю актуальной. Изучив и проработав имеющуюся литературу, я поставила перед собой цель: развитие духовно – нравственной стороны личности ребенка на стоках русской народной культуры. Выделила следующие задачи: 1. приобщение детей к истокам русской народной культуры; 2. воспитывать интерес и любовь к народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам; 3. взаимодействие с родителями через разные формы работы. Для решения поставленных задач проанализировала литературу таких авторов как Н.Г. Комратова, О.Л.Князева, М.Д. Маханева и др. На основе данной литературы был составлен перспективный план работы, в котором постаралась отобразить работу по приобщению детей к истокам русской культуры во всех видах детской деятельности. Создала развивающую предметно – пространственную среду, которая способствует накоплению информации, являясь необходимым условием успешного решения поставленных задач. С это целью в группе: - создан мини – музей предметов быта русского народа. Здесь можно все потрогать, рассмотреть поближе, использовать в деле, обыграть - сделан макет русской избы; - представлены куклы в русском национальном костюме; - собраны предметы народно – прикладного искусства; - создана библиотека русских народных сказок; - имеется театр. Всю свою работу я разделила на несколько этапов: 1этап посвятила знакомству детей с тем, как жили люди на Руси в старину: - с русской избой, как и из чего ее рубили, как строили; - знакомство с устройством избы и домашней утварью (говорили о том, что в русской избе была лишь одна комната, и почти половину ее занимала печь); рассматривали печь на макете избы; знакомились с предметами русского быта, одновременно поводя игру, между прошлым и будущим. 2 этап посвятила знакомству детей с русской национальной одеждой: - рассматривали кукол, имеющихся в группе, в русском национальном костюме; -рассматривали костюм на детях; - а также иллюстрации русского народного костюма, - сравнивали русский народный костюм с костюмами других народов. В результате дети узнали много слов: кокошник, кафтан, зипун, кушак, панева и многие другие Работа 3 этапа строилась на основе знакомства с устным народным творчеством. - Большое внимание я уделяю: потешкам, небылицам, поговоркам, русским народным песням. С этой целью в группе собрана картотека потешек и поговорок. Фольклор стараюсь использовать во всех режимных моментах: утренней гимнастике, при умывании, когда просыпаемся. Адресованный детям потешки звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. С помощью родителей мною оформлен альбом «Подари свою колыбельную». Детям очень нравиться загадывать и отгадывать загадки. Для чего я предложила сделать «Сундучок с загадками». На карточках пишем загадку, а дети на обратной стороне рисуют отгадку. Одновременно предложила детям сделать это с родителями. Теперь наш сундук с загадками пополняется постоянно и имеет свое назначение. В группе подобрана библиотека с русскими народными сказками, на примерах которых учу детей понимать их глубокий смысл, уметь различат добро и зло. В группе совместно с детьми делаем книжки - самоделки с рисунками по русским народным сказкам. Чтение таких книжек доставляет детям удовольствие. Знакомлю детей с «докучными» сказками, которые представлены в виде картотеки. Особенность этих маленьких забавных сказок в их неоднократном повторении, до тех пор, пока не надоест слушателю и рассказчику. Детям они особенно нравятся, так как здесь можно проявить свое творчество, придумать свою сказку. Следующий этап – 4- своей работы я посвятила русским народным играм. Опираясь на интернет источники и литературу, мною подобрана картотека игр и считалок, которые делают процесс игры более интересным и увлекательным. Летом традиционным стал для нашего детского сада «Праздник забытых игр», на котором дети вспоминают и играют в народные игры. 5 этап работы – проведение народных праздников. Традиционно мы проводим такие праздники, как «Осенины – праздник урожая», «Покров», «Пришла коляда – отворяй ворота», «Масленица», «Пасха». 6 этап - знакомство детей с народными промыслами и народной игрушкой , которые мы рассматриваем в «живую», затем смотрим иллюстрации, рисует, лепим. 7 этап - работа с родителями . В реализации данной проблемы невозможно обойтись без помощи родителей, они являются активными участниками педагогического процесса. Мною проведены: - Беседа за круглым столом «Роль семьи в приобщении детей к русской народной национальной культуре»; - Семинар-практикум для родителей «Хорошая речь - слаще меда»; - Консультации доя родителей «Народные игры», «Русский народный костюм». Привлекала родителей в проведение русских народных праздников, групповых развлечений. Таким образом, результатом моей работы является: - использование детьми атрибутов русской народной культуры в самостоятельной деятельности; - бережное отношение детей к предметам быта, произведениям народного творчества; - знание русских народных потешек, загадок, половиц; - дети знают и самостоятельно играют в русские народные игры, используя считалки; - имеют запас знаний русских сказок и сказочных героев; - умеют узнавать их в произведениях изобразительного искусства; - осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках. Список литературы: 1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб: Детство-Пресс, 2010. – 304с. : ил; 2. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий м сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авт. - сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова и др. – 3-е изд., перераб. и дополн. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 400с., ил.; 3. Воспитание в дошкольном учреждении: практический журнал – 2012. - № 3; 4. Методическая разработка В.М. Василенко «Народное искусство»; 5. Методическое пособие Л.Н. Молотовой «Русский народный костюм»; 6. Чебан А. Я., Бурлакова Л. Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека Воспитателя) 8 февраля 2019 в 10:23
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.