Зуева Ольга Викторовна!

«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре как одна из сторон нравственного воспитания»

Современное общество переживает в настоящее время духовно –нравственный кризис. Ознакомление  с русской народной культурой в развитии подрастающего поколения в системе  образования оказалась сведена к минимуму.

Поэтому проблему развития личности ребенка на истоках русской народной культуры считаю актуальной.

Изучив  и проработав имеющуюся литературу, я поставила перед собой цель: развитие духовно – нравственной стороны личности ребенка на стоках русской народной культуры.

Выделила следующие задачи:

1. приобщение детей к истокам русской народной культуры;

2. воспитывать интерес и любовь к народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам;

3. взаимодействие с родителями через разные формы работы.

Для решения поставленных задач проанализировала  литературу таких авторов как Н.Г. Комратова, О.Л.Князева, М.Д. Маханева и др.

На основе данной литературы был составлен перспективный план работы, в котором постаралась отобразить работу по приобщению детей к истокам русской  культуры во всех видах детской деятельности.

Создала развивающую предметно – пространственную среду, которая способствует накоплению информации, являясь необходимым условием успешного решения поставленных задач.

С это целью в группе:

 - создан мини – музей предметов быта русского народа. Здесь можно все потрогать, рассмотреть поближе, использовать в деле, обыграть

- сделан макет русской избы;

- представлены  куклы в русском национальном костюме;

- собраны  предметы народно – прикладного искусства;

- создана библиотека русских народных сказок;

- имеется театр.

Всю свою работу я разделила на несколько  этапов:

1этап  посвятила  знакомству детей  с тем, как жили люди на Руси в старину:

- с русской избой, как и из чего ее рубили, как строили; 

- знакомство с устройством избы  и домашней утварью (говорили о том, что  в русской избе была лишь одна комната,  и почти половину ее занимала печь); рассматривали печь на макете избы; знакомились с предметами русского быта, одновременно поводя игру, между прошлым и будущим.

2 этап  посвятила  знакомству детей  с русской национальной одеждой:

-  рассматривали кукол, имеющихся в группе,  в русском национальном костюме;

-рассматривали костюм на детях;

- а также иллюстрации русского народного костюма,

 - сравнивали русский народный костюм  с костюмами других народов.

В результате дети узнали много слов: кокошник, кафтан, зипун, кушак, панева  и многие  другие

Работа  3 этапа строилась  на основе знакомства с устным народным творчеством.

- Большое внимание я уделяю: потешкам, небылицам, поговоркам, русским народным песням. С этой целью в группе собрана картотека потешек  и поговорок.

 Фольклор   стараюсь  использовать во всех режимных моментах: утренней гимнастике, при умывании, когда просыпаемся. Адресованный  детям  потешки звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.

С помощью  родителей мною оформлен альбом «Подари свою колыбельную».

Детям очень нравиться  загадывать и отгадывать  загадки. Для чего я предложила сделать «Сундучок с загадками». На карточках пишем загадку, а дети на обратной стороне рисуют отгадку. Одновременно предложила детям сделать это с родителями.  Теперь наш сундук с загадками пополняется постоянно и имеет свое назначение.

В группе подобрана библиотека с русскими народными сказками, на примерах которых учу детей  понимать  их глубокий смысл, уметь различат добро и зло.

В группе совместно с детьми делаем книжки - самоделки с рисунками по русским народным сказкам. Чтение таких книжек  доставляет детям удовольствие.

Знакомлю  детей с «докучными»  сказками, которые представлены в виде картотеки.  Особенность этих маленьких забавных сказок в их неоднократном повторении, до тех пор, пока не надоест слушателю и рассказчику. Детям они особенно нравятся, так как здесь можно проявить свое творчество, придумать свою сказку.

Следующий этап 4-  своей работы я посвятила русским народным играм. Опираясь на интернет источники  и литературу,  мною  подобрана картотека  игр  и считалок, которые делают процесс игры более интересным и увлекательным.

Летом традиционным стал для нашего детского сада «Праздник забытых игр»,  на котором дети вспоминают и играют в народные игры.

5 этап работы – проведение народных праздников.

Традиционно мы  проводим такие  праздники, как «Осенины – праздник урожая», «Покров», «Пришла коляда – отворяй ворота», «Масленица», «Пасха».

6 этап - знакомство детей с народными промыслами и народной игрушкой , которые мы  рассматриваем в  «живую», затем  смотрим иллюстрации, рисует, лепим.

7 этап  -  работа с родителями .

В реализации  данной проблемы невозможно обойтись без помощи родителей, они являются активными участниками педагогического  процесса.

Мною проведены:

- Беседа за круглым столом «Роль семьи в приобщении детей к русской народной национальной культуре»;

- Семинар-практикум  для родителей  «Хорошая речь - слаще меда»;

- Консультации доя родителей «Народные игры», «Русский народный костюм».

Привлекала родителей в проведение русских народных праздников, групповых развлечений.

Таким образом,  результатом моей работы является:

 - использование детьми  атрибутов русской народной культуры  в  самостоятельной деятельности;

-  бережное отношение детей  к предметам быта, произведениям народного творчества;

- знание  русских народных  потешек, загадок, половиц;

- дети  знают и самостоятельно играют в русские народные  игры, используя считалки;

- имеют запас знаний  русских сказок и сказочных героев;

  -  умеют узнавать их в произведениях изобразительного искусства;

 - осмысленное и активное  участие детей в  русских народных праздниках.

Список литературы:

1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб: Детство-Пресс, 2010. – 304с. : ил;

2.  Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий м сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авт. - сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова и др. – 3-е изд., перераб. и дополн. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 400с., ил.;

3. Воспитание в дошкольном учреждении: практический журнал – 2012. - № 3;

4.  Методическая разработка  В.М. Василенко «Народное искусство»;

5.  Методическое пособие Л.Н. Молотовой  «Русский народный костюм»;

6. Чебан А. Я., Бурлакова Л. Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека Воспитателя)

8 февраля 2019 в 10:23

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.